О ЯПОНИИ

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Мы подготовили для вас самые интересные и удивительные места Японии, которые намного ближе познакомят вас с новым искусством, культурой и религией
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

КИОТО

В 794 году, более чем 12 столетий тому назад, государственную столицу Японии перенесли в Хэйан Кё, где ныне расположен Киото. ("Хэйан Кё" означает "Столица мира и спокойствия"). Более тысячи лет он оставался резиденцией Императора и центром страны, до тех пор, пока столицу снова не перенесли в 1868 году, на этот раз в Токио.

Киото играл центральную роль в японской культуре, религии и политике на протяжении нескольких исторических периодов, начиная с периода Хэйан, длившегося почти 400 лет, а также в периоды Камакура, Муромати, Адзути-Момояма и Эдо. Можно сказать, что в те времена история Японии была синонимична истории Киото.

В Киото насчитывается 14 буддийских и синтоистских храмов, входящих в список мирового наследия ЮНЕСКО, а также более 1700 государственных сокровищниц и важных объектов культуры, зарегистрированных японским правительством. Поездка в Киото - то незабываемые впечатления, познание старинной Японии.

Сегодня население Киото составляет примерно 1,5 миллиона человек. Город соответствует всем требованиям любого современного японского города и продолжает развиваться с течением времени. Но древнее культурное наследие города Киото, столицы государства в течение тысячи лет, никуда не исчезает, ожидая того часа, когда Вы познакомитесь с ним.

Императорский дворец Киото

После того, как дворец императора был уничтожен стихийными бедствиями и гражданской войной, в 1331 году он был перемещён примерно на 2 км на северо-запад. Официальная резиденция императорского семейства оставалась здесь более 500 лет, до 1868 года. В 1855 году были реконструированы два из крупнейших строений: зал Сэйрё-дэн, когда-то служивший жильём для императора, и зал Сисин-дэн, который использовался для важных церемоний (к примеру, здесь проводились церемонии возведения на престол каждого последующего императора). Бывший дворец окружён императорским парком Киото (фото слева вверху). Он открыт для посетителей, но для посещения резиденции требуется разрешение.

Золотой павильон — Кинкакудзи

"Золотой павильон" или Кинкакудзи является главным храмом комплекса Рокуондзи (Храм оленьего сада) города Киото. Он был построен в 1397 году и представлял собой резиденцию сёгуна Ashi-kaga Yoshimitsu. В конце 13 века, на территории храма был разбит сад, главной достопримечательностью которого, и по сей день, является озеро Кёкочи - «Озеро-зеркало», на поверхности которого можно увидеть отражение Золотого павильона, в обрамлении многочисленных островков с растущими на них вековыми соснами.

Золотой павильон состоит из трех этажей с двумя ярусами крыш. Все этажи (за исключением первого) покрыты чистым золотом, что и объясняет название храма. Первый этаж, выполнен в традиционном японском архитектурном стиле. Он окружен выступающей над озером терассой и использовался сёгуном как зал для деловых переговоров с послами Китая той эпохи. Второй этаж использовался как зал поэзии и музыки, здесь проводились чайные церемонии, организовывались музыкальные представления и поэтические вечера. Третий этаж отделен от первых двух ярусом крыши и состоит лишь из одного помещения, которое изнутри и снаружи отделано листами золота. Это помещение, украшенное статуями Будды и алтарем, носило религиозное назначение и использовалось как молельня.

После смерти сёгуна, его сын основал на месте бывшей резиденции дзенбудистский храм, школы Риндзай и передал его монастырю Рокуондзи.

За свою многовековую историю, храм Кинкакудзи пережил множество пожаров, но каждый раз отстраивался заново. В последний раз храм был подожжен вышедшим из ума монахом в 1950 году, в результате чего храм был практически уничтожен, и лишь в 1987 году было принято решение по его полной реставрации, которая длилась долгих 16 лет. В 2003 году работы по реставрации были наконец-то завершены и "Золотой павильон" возродился в первозданном виде, как надеются японцы, в последний раз и навсегда.

Серебряный павильон — Гинкакудзи

Серебряный павильон - Гинкакудзи, официальное название Дзисё-дзи - буддистский храм богини Каннон, расположен в восточной части г. Киото и внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО. Он был воздвигнут в 1482 году сёгуном Ashikaga Yoshimasa - внуком сёгуна Муромачи, Ashikaga Yoshimatsu, создавшего в своё время прообраз Серебряного павильона - Золотой павильон (Кинкакудзи).

Согласно легенде, сёгун Yoshimasa был так впечатлен творением своего деда, что решил создать сооружение, ни чуть не уступающее богатству и величию Золотого павильона. Первоначально планировалось покрыть Гинкакудзи серебром, но планам не суждено было сбыться из-за начавшейся "онинской войны". Как гласит другое придание, сёгун отказался покрывать его серебром, под влиянием японской эстетической концепции "ваби-саби", признающей прелесть вещей обыденных и незаметных. Так или иначе, Гинкакудзи так и не был посеребрен и дошел до нашего времени в первозданном виде. Аскетизм храма удивительным образом контрастирует с роскошью "Золотого" и этим лишь подчеркивает его строгость и простоту, красоту глубинную и затаенную.

Изначально "Серебряный павильон" служил местом отдыха сёгуна Yoshimasu и являлся его личной резиденцией. Однако по окончании "онинской войны" - в 1485 году - Yoshimasu отказался от мирской жизни и стал буддистским монахом школы "дзен". После его смерти Гинкакудзи был передан храмовому комплексу монастыря и переименован в храм Дзисё-дзи (единственное сохранившееся строение храмового комплекса, дошедшее до наших дней).

Неотъемлемым украшением "Серебряного павильона" является окружающий его сад с прудом и "каменным морем" Гинсядан из белого песка и мелкой гальки, с гребнями, имитирующими морские волны и песчаной горки Когэцундай, выполненной в форме усеченного конуса, очертания которого имеют сходство со священной горой Фудзи.

Храм Киёмидзу-дэра

Киёмидзудэра (Храм чистой воды) - пожалуй, самый популярный среди туристов и паломников буддистский храм г. Киото. Своим названием храм обязан горному водопаду, на территории храма, который, как говорят, обладает чудотворной силой.

Киёмидзудэра был основан в 798 году монахом из г. Нара по имени Энтин, который, согласно легенде, обнаружив на склоне горы ручей - решил найти источник этой чистой воды. В поисках источника Энтин встретил буддийского монаха-отшельника Гёэй, передавшего ему бесценный дар - кусок дерева, в котором обитал дух богини милосердия Каннон. Вырезав из
этого куска дерева статуэтку богини Каннон, Энтин поместил её в скромную бамбуковую хижину, на месте которой и был основан храм Киёмидзудэра.

За свою многовековую историю Киёмидзудэра несколько раз подвергался разграблениям и пожарам, самый крупный из которых произошел в 1200 году и полностью уничтожил храм. В 1633 году, по приказу сёгуна Tokugawa Iemitsu, Киёмидзудэра был полностью восстановлен, каким и сохранился до нашего времени.

Храмовый комплекс Киёмидзудэра расположен в районе Хигащияма на живописном склоне
горы Отова и включает в себя множество построек, главные из которых:
  • основной храм Хондо, где находится главное божество - тысячерукая богиня Каннон, атакже "Бог богатств" - Бищямонтэн и "Бог покровитель путников и детей" - Дзидзо Босацу;
  • храм Кайсандо, перевезенный сюда из г. Нагойя, в котором, согласно легенде, обитаютдухи основателей Киёмидзудэра - отшельника Гёэй и монаха Энтина;
  • синтоистская кумирня "духа Земли" - Дзисю-дзиндзя, в которой проживает "Бог любви"Оконинущи-но-Микото;
  • ворота Нио-мон, по обеим из сторон которых стоят четырехметровые статуи "каменныхвоинов Нио" - стражей ворот;
  • Киёмидзу-но-Бутай - огромная веранда, выступающая на 12 метров над краем горыОтова, откуда открывается восхитительный вид на город Киото

Храм Сандзюсангэндо

Этот храм был построен в 1164 году правиправителем Тайра-но Киёмори по приказу отошедшего от дел императора Го-Сиракава. Его название происходит от цифры 33 (сандзюсан), столько в нём пролётов (кэн) между столбами. Храм представляет собой длинное и узкое строение длинной 125 метров, вытянутое с севера на юг, это самое длинное деревянное строение в мире. Главная статуя находится посредине зала. Слева и справа от главной статуи расположены 10 рядов позолоченных "тысячеруких" статуй Каннон, богини милосердия. Эти ряды расположены ярусами, 50 статуй в ряду слева от главной статуи и 50 - справа. Всего насчитывается 1001 статуя - изумительное зрелище, производящее впечатление на каждого посетителя. Это одно из туристических чудес Киото, которое обязательно нужно повидать.

Хэйан Дзингу

Храм Хэйан Дзингу - самый почитаемый верующими синтоистский храм г. Киото. Он был возведен в 1895 году в честь 1100-летне годовщины со дня основания столицы Японии в г. Хэйан-кё (нынешний Киото) и посвящен императорам Камму (переместившему столицу Японии в Киото) и Комэю (последнему императору, при котором Киото являлся столицей).

Каждый год, 22 октября, организуется горячо любимый японцами фестиваль Дзидай-мацури, собирающий около 150000 зрителей ежегодно. Праздник представляет собой грандиозную процессию в ходе, которой, переносные кумирни "микоси" бывших императоров Камму и Комэя, переносят от Императорского Дворца г. Киото в храм Хэйан Дзингу.

Не меньшей популярностью среди туристов и местных жителей также пользуются большой сад в современном стиле, разбитый за храмом и священные ворота "тории" Отэн, стоящие перед главным входом в храм (одни из самых больших "торий" в Японии).

Храм Рёан-дзи

Первоначально построен в качестве второго жилища аристократического семейства. В 1450 году один из военачальников превратил это поместье в храм Дзэн. Известный сад камней выполнен в стиле карэ-сансуй (сухого ландшафта) и содержит всего 15 камней, которые размещены на прямоугольной площадке, засыпанной белым гравием, длиной примерно в 25 метров с востока на запад и шириной 10 метров с севера на юг. Сад всемирно известен как философский сад в стиле Дзэн. Многие японцы считают, что идею Дзэн трудно постичь, однако каждый посетитель покидает храм с ощущением в душе чистоты и таинственного волнения.

Район Гион

Район Гион расположен в городе Киото и вот уже на протяжении нескольких веков является одним из самых известных развлекательных районов в Японии, где можно увидеть традиционную культуру Японии почти без изменений.

Первоначально Гион служил нуждам паломников, прибывшим в Киото, чтобы посетить святилище Ясака. Однако позднее Гион превратился в шикарный район развлечений для высших слоев японского общества 17 века, с неотъемлемыми атрибутами первоклассного отдыха того времени - театрами "кабуки" и чайными домиками "о-тяя", в которых гости развлекались и отдыхали от суеты повседневной жизни в обществе гейш и майко.

Прогуливаясь по узкой улочке Ханами-кодзи – Вы, как будто, совершаете путешествие во времени и оказываетесь в Японии 17-18 веков. Вокруг старинные деревянные постройки, под ногами каменная брусчатка, а мимо Вас, спеша на работу, пробегают облаченные в парадные кимоно гейши и их ученицы майко.

Прошли сотни лет, а Гион практически не изменился: он все так же привлекает ценителей японской культуры и по-прежнему славится самыми искусными гейшами Японии, бережно хранящими древние традиции и секреты мастерства развлечения гостей.

Однако Гион известен не только как место прживания и работы гейш, он также обязан своей популярностью известному театру "Минамидза", в котором можно увидеть знаменитые представления традиционного японского театрального искусства – "кабуки".

Еще одной достопримечательностью района Гион является "Гион-мацури" - фестиваль, ежегодно привлекающий своими красочными парадами-шествиями десятки тысяч японцев и туристов со всего мира.

***
Среди туристов бытует распространённое заблуждение, что Гион - это район разврата и проституции. Неизвестно откуда появилось такое мнение, но оно в корне не верно, ведь гейша - это человек (любого пола) занимающийся искусством и демонстрирующий его зрителям и ичего общего с проституцией не имеет! Сами же гейши Гиона предпочитают, чтобы их называли "гейко" - женщина, занимающаяся искусством.

Район Нисидзин

В течение десятилетия в 15-м веке военачальники вели гражданскую войну, в которой Восточная армия сражалась против Западной армии. Военный штаб Западной армии (хон-дзин) был размещён в северо-восточном Киото, и это объясняет название района ("ниси" означает запад). Впоследствии здесь расположилось поселение ткачей и началось производство новой, всемирно известной ткани под названием Нисидзин-ори. Многие из старых домов лавочников тех времён стоят и по сей день, сохраняя атмосферу древней Японии. Некоторые были отреставрированы и получили новую жизнь в виде ресторанов и студий для художников, практикующих различные жанры. В Нисидзин бок о бок существует старинное и современное.

Арасияма (Аращияма)

Арасияма (Аращияма) – популярный среди любителей неспешных пеших и велосипедных прогулок район, раскинувшийся на живописных берегах реки Ходзу у подножия горы Арасияма в западной части города Киото. Район буквально пронизан узкими тропинками и уютными аллеями, ведущими к множеству старинных храмов через многочисленные бамбуковые рощицы и скверы.

Главным символом района Арасияма по-праву является "Храм Небесного Дракона" Тэнрюдзи, принадлежащий дзэн-буддийской школе Риндзай-сю. Храм был построен сёгуном Такаудзи Асикага в честь императора Японии Годайго в 1339 году. За свою многовековую историю Тэнрюдзи несколько раз сгорал и реставрировался, и, лишь одноименный ландшафтный сад, расположенный на территории храма дошел до наших дней в первозданном виде. Жемчужиной сада является "каменный водопад" - композиция из камней, символизирующая водопад.

Не менее интересной достопримечательностью района Аращияма является мост Тогэцукё – "мост пересечения луны", с которого открывается потрясающий вид на склоны одноименной горы Арасияма и реку Ходзу, по которой можно, при желании, совершить прогулку на лодке.

Замок Нидзё

Построен в 1603 году сёгуном Токугавой Иэясу. Именно здесь последний сёгун, Токугава Ёсинобу, объявил об отречении от верховной власти в пользу императора. Дворец сёгуна в центральной резиденции под названием Хонмару Готэн был разрушен во время большого пожара в 1788 году. Современное здание, заменившее его, было перемещено сюда из императорского дворца Киото. Дворец Ниномару во второй резиденции включён в Национальную сокровищницу. Внутри можно увидеть скользящие двери фусума с изумительными росписями семейства Кано, лучшими образцами художественного стиля Момояма. Туристы, как из Японии, так и из-за границы, посещающие дворец, до глубины души проникаются его историей.

Пагода Ясака

Буддийская пагода Ясака (Yasaka Pagoda) - одна из достопримечательностей Киото, официальное название пагоды - Хокан-дзи (Hokan-ji). Построена эта пагода принцем Сётоку Тайси в в 589 году.

Парк киностудии Киото

Этот новый туристический аттракцион совмещает в себе киностудию "Тоэй Ко., Лтд." в Киото с тематическим парком для поклонников киноискусства. Некоторые киноколлекции, предлагаемые публике, вмещают полномасштабные копии городских улиц эпохи Эдо (1603-1867 гг.) и домов самураев. Вы даже можете встретить здесь киногруппу, работающую над съёмками фильма или телевизионной постановкой. Другим аттракционом является трёхмерное приключение в древней Японии. В Сясин-кан можно сфотографироваться, надев одежду воина-самурая или шпиона ниндзя. Тематический парк ещё известен под названием "Японский Голливуд".
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ТОКИО

То́кио («Восточная столица») — столица Японии, её административный, финансовый, промышленный и политический центр. Крупнейшая городская экономика мира. Расположен в юго-восточной части острова Хонсю, на равнине Канто в бухте Токийского залива Тихого океана. Помимо столицы, Токио также является одной из сорока семи префектур страны.

Площадь префектуры составляет 2188,67 км², население — 13 742 906 человек.

Токийский столичный округ — административная единица Японии, включающая в себя специальные районы Токио, область Тама и Островные территории Токийского столичного округа (острова Идзу и Огасавара).

Районы Икэбукоро и Синдзюку

Токийские районы Икэбукуро и Синдзюку - крупнейшие субцентры японской столицы. Созвездие отелей, магазинов, ресторанов, оживление, царящее на улицах и днем, и ночью - это и есть современный Токио.

Располагая второй по загруженности станцией в Японии (после Синдзюку), Икэбукоро считается "фукутосин" (второй центр Токио).

Основной достопримечательностью района является комплекс "Саншайн сити" (Sunshine city). Это настоящий город в городе. Он состоит из торгового и культурного центров, фешенебельного "Принс отеля" и огромного здания "Саншайн 60", третьего по высоте (на конец ХХ века) небоскреба в Японии. На 60 его этажах разместилось огромное число торговых учреждений, а также рестораны, цирк Каддивилль, аквариум, планетарий, бюро путешествий. На 7-м этаже культурного центра расположен Музей древностей Востока (Ancient Orient Museum) с богатой коллекцией ювелирных изделий и монет, собранной в арабских странах. "Самым быстрым в мире лифтом" можно подняться на верхний этаж, на обзорную площадку обсерватории, откуда открывается великолепная панорама столицы.

Территория Синдзюку делится железнодорожной колеей на две части - западную и восточную. Они столь разительно отличаются друг от друга, что порой это противопоставление воспринимается как шутка градостроителей, попытавшихся доступными им методами поведать легенду о Двуликом Янусе.

Восточный Синдзюку - поистине дитя Востока. Кипящие энергией улицы, экзотические ароматы, струящиеся из дверей харчевен, все на продажу - от воздушных шариков до женских тел, несмолкаемый кар-навал, калейдоскоп лиц и событий. В закоулках этих кварталов можно встретить и найти все что угодно: любую еду, любое развлечение, любой товар. Один из кварталов Восточного Синдзюку - Кабукитё (Kabu-kicho) - пользуется поистине национальной известностью как центр развеселой ночной жизни.

Оказываясь в западной части Синдзюку, Вы попадаете совсем в другой мир. Вместо тесноты улочек - широкие проспекты, вместо низеньких домиков - небоскребы, вместо рядящейся под панков молодежной толпы - армия чиновников в строгих костюмах, белоснежных рубашках с непременными галстуками. К 2000 году здесь построено 18 небоскребов, от 25 до 55 этажей каждый. В архитектурном плане здания не повторяют друг друга. Одни сверкают стеклом, бетон других раскрашен полосами, третьи напоминают пустотелые трубы, устремленные в небо.Среди этой друзы кристаллов выделяется высотное здание Токийского муниципалитета, построенное в 1991 году по проекту знаменитого японского зодчего Кэндзо Тангэ. Башни-близнецы комплекса вздымаются на высоту 243 метра. Со вторника по пятницу его смотровые площадки на 45-м этаже открыты для свободного посещения.

А сразу за рядами небоскребов был разбит Центральный парк Синдзюку (Shinjuku Chuo koen) с широкими аллеями, фонтанами, скамейками - по западному образцу. Это лучшее место для того, чтобы передохнуть после длительных блужданий по многоликому Синдзюку.

Под станцией "Синдзюку" раскинулся настоящий подземный город с десятками дорогих и не очень магазинов, целой сетью закусочных. Отсюда подземные пешеходные туннели уходят в разных направлениях, позволяя пешеходу, не выходя на поверхность, где порой нещадно палит солнце или хлещут проливные дожди, добраться до крупнейших торговых, развлекательных и служебных зданий района. Такой подземной пешеходной магистралью, например, является "Синдзюку сабнэйд" (Shinjuku subnade), уводящая от станции на восток более чем на километр. Вдоль нее расположено около 130 торговых магазинов и лавок, дешевых (но качественных) закусочных, где всегда есть богатый выбор блюд японской кухни, гамбургеров, пиццы и спагетти.

Район Акихабара

Район с романтическим названием Акихабара (Akihabara) (дословно: Долина осенних листьев) - это постоянно действующая ярмарка новейших образцов электробытовой техники. Сотни маленьких и огромных магазинов, доверху набитых лампами и часами, телевизорами и магнитофонами, холодильниками и пылесосами, компьютерами и электронными играми, батарейками и схемами.

Цены здесь на 30-40% ниже, чем в обычных японских магазинах. Но это еще не все. Обратитесь к продавцу. Он схватит калькулятор, молниеносно нажмет несколько кнопок и выдаст "best of price" - только для вас: процентов на 20 ниже обозначенного в этикетке. Секрет дешевизны заключается в том, что новейшую продукцию магазины Акихабары получают прямо с заводских складов, обходясь без накруток посредников.

Акихабара наиболее известна как одна из крупнейших торговых зон на Земле для электронной, компьютерной техники, аниме, и товаров для отаку, в том числе новых и бывших в употреблении товаров. Новые товары в основном встречаются на главной улице Тюодори, в то время как старые и использованные встречаются на задних улицах.

Покупать приглянувшееся лучше всего в магазинах с объявлениями "Duty free", где торговый налог не включается в стоимость. Кроме того, эти магазины нацелены на экспорт, и там гораздо проще подобрать товар, который будет соответствовать реалиям вашей страны - электрочастоте, вольтажу, системе телепередач, видеозаписи, принимаемым радиоволнам и т.д.

Но даже если вы не намерены обзаводиться японской электротехникой, визит на Акихабару стоит затраченного времени. Воспримите этот район как огромную выставку новейших достижений в электронике, своеобразный "Show-room" того, что появится в наших магазинах в лучшем случае лишь через несколько месяцев, а может быть и лет.

Район Асакуса

Асакуса - один из самых интересных и ярких районов Токио. Он вырос вокруг храма Сэнсо-дзи и с начала XVII века является оживлённым районом города. Сегодня он широко известен как туристическая достопримечательность даже за пределами Японии, и сюда приезжает много посетителей из-за границы.

По легенде, которой более тысячи лет, два брата пошли как то раз на рыбалку на реку Сумидагава в восточном Асакуса и случайно поймали в сети статуэтку Каннон, буддийского воплощения беспредельного сострадания. Каннон из чувства глубокого почтения был бережно сохранён там: так возник храм Сэнсо-дзи.

На воротах Каминари-мон у входа на территорию храма висит огромный бумажный фонарь. Пройдя через ворота, вы попадёте на аллею, которая ведёт прямо к воротам Ходзо-мон и к залу Каннон-до. Длина аллеи между воротами метров 250; она проходит через торговый район Накамисэ. Здесь друг возле друга теснится множество магазинчиков, продающих всё, что угодно, от сувениров до сдобных булочек мандзю и кукол. Яркие веера (как складные, так и обычные), зонтики и китайские фонарики соседствуют с куртками хаппи и видеоиграми, приковывая к себе взгляд и тотчас останавливая на месте.

В конце длинной аллеи Накамисэ атмосфера совершенно другая - широкое открытое пространство, частично занятое воротами Ходзо-мон и залом Каннон-до на заднем плане с пятиэтажной пагодой слева. Перед залом вы увидите самых разных людей. Некоторые из них - паломники, которые бросают монетки в ящички для приношений или покупают бумажки омикудзи, предсказывающие будущее. Другие пришли сюда прогуляться, быть может, покормить голубей.

Справа от зала Каннон-до стоит синтоистская святыня. Она маленькая, но каждый год в мае влечёт к себе шумные толпы народу, приходящие на Сандзя-мацури, один из трёх больших празднеств старого Эдо (современного Токио). Во время праздника три ковчега микоси проносят по улицам 44 районов, поддерживающих тесные связи со святыней Асакуса. Каждый микоси могли бы нести 30 человек, но в борьбе за привилегию участвует толпа из 2000. Праздник известен своей бурной атмосферой. Это подобающий способ отмечать приход лета в Токио.

Люди стекаются в Асакуса не только на религиозные церемонии в храме Сэнсо-дзи. Многие приходят за покупками, насладиться разнообразными уникальными аттракционами или просто поиграть. С давних времен влечет к себе посетителей район Окуяма к западу от храма. В Окуяма полно магазинов и таких типичных достопримечательностей Асакуса как непритязательные ресторанчики с прижавшимися к тротуару столиками и стульями, - лавки, продающие разнообразные товары (диковинная смесь товаров: от буддийских статуэток до фартуков для продавцов магазинов по продаже крепких напитков и риса), и парк Ханаясики, предлагающий прокатиться на своих аттракционах в укромном уголке района.

Асакуса похож на ящичек с выскакивающей фигуркой: откройте его - и вас непременно удивит и очарует то, что выскочит. Здесь замечательно проводят время, наслаждаясь уникальной атмосферой, и местные жители, и приезжие издалека.

Если всё это оживление вас утомит, пройдитесь немного дальше и отдохните в храме Мацутияма Сёдэн. Храм посвящён индийскому богу, Ганеса (сверхъестественное существо, Сётэн, в японском буддизме), и люди приходят сюда в надежде на процветание своего дела и счастье своих потомков. Район Асакуса расположен в низине, на равнине, и храм - единственное в нем место, находящееся на возвышении. Здесь деревья гингко простирают свои ветви над главным залом храма, и царит покой. С холма открывается прекрасный вид на реку Сумида-гава - замечательное место отдыха.

Район Одайба

Одайба - молодой район Токио, построенный в Токийском заливе на отвоеванной у моря территории. Благодаря близости к центру города - району Гинза, добраться на Одайбу не составит труда и не займет много времени. От станции Симбаси (Shimbashi) по монорельсовой ветке Юрикакомэ (Yurikamome) на Одайбу за 15 минут можно доехать на компьютеризированном поезде без машиниста. На автомобиле дорога займет немного больше времени, но зато можно вполне насладиться великолепным видом на Токио и Токийский залив, открывающийся с моста Rainbow Bridge. Любители морских прогулок получат удовольствие, прокатившись до Одайбы на морском трамвайчике, который ходит от причала Хинодэ (Hinode) в Токио (20 минут в пути) и от Асакусы (55 минут в пути). RAINBOW BRIDGE. Этот мост - визитная карточка Токио. Он соединяет Токио и Одайбу. Помимо автомобильной дороги, хайвэя и монорельсовой дороги на мосту есть бесплатная пешеходная дорожка длиной 918 метров, по которой можно совершить прогулку из Токио на Одайбу или обратно. Это займет около 30 минут в одну сторону. ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС DECKS TOKYO BEACH - любимое место отдыха токийцев. Отсюда открывается потрясаяющий вид на Токийский залив. Здесь можно расслабиться и на несколько часов забыть о повседневных заботах. Под крышей развлекательного комплекса находится Sega's Tokyo Joypolis (шоу-рум последних игровых автоматов), торговый центр Daiba Little Hong Kong с китайскими ресторанами и колоритными магазинчиками.

AQUA CITY ODAIBA - рай для любителей шоппинга и гурманов. В этом комплексе находятся бутики и более 70 ресторанов и кафе. К Аква Сити примыкает MEDIAGE - современный развлекательный комплекс с мультиплекс-кинотеатром (13 экранов!)

Футуристическое здание ФУДЗИ ТВ (FUJI TELEVISION) было спроектировано известным японским архитектором Кензо Тангэ. Здание было построено в 1997 году. Высота FUJI TV - 125 метров. Внутри массивной сферы - смотровая площадка.

Одно из самых высоких колес обозрения в мире находится на Одайбе, в парке аттракционовPALETTE TOWN. Колесо Giant Sky Wheel имеет диаметр 115 метров и особенно впечатляет вечером, когда оно подсвечено разноцветными огнями. Полный круг колесо совершает за 16 минут. На территории парка есть боулинг, караокэ, естественно, множество ресторанов и кафе. Прямо у подножия колеса обозрения расположена одна из самых больших в мире концертных площадок - Zepp Tokyo. На втором этаже здания - специализированный пивной ресторан. Особого внимания заслуживает комплекс Toyota Mega Web, который, наверняка, захотят посетить автолюбители. В Мега Вэб, помимо Show-room последних моделей Toyota, есть также Toyota History Garage с самыми знаменитыми моделями прошлых лет. На понравившейся машине можно даже прокатиться по специально огороженной трассе.

Торговый комплекс VENUS FORT - Мекка для любителей совершать дорогие покупки. Интерьер оформлен в стиле Дворца Цезаря. Здесь есть фонтаны, вдоль стен - белые колонны, а на потолке, как настоящее, голубое небо с облаками. Магазины открыты с 11 утра до 10 вечера. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР TOKYO BIG SIGHT - самый большой комплекс для проведения выставок и конференций в Японии.

Район Гинза

Знаменитый район Токио - Гиндза - традиционный торговый и культурный центр с множеством кафе, ресторанов, кинотеатров и других мест проведения досуга. Своим названием этот район обязан "серебряному цеху" - мастерским ювелиров и чеканщиков серебряной монеты, обосновавшихся здесь еще в начале XVII века. Район стал любимым местом прогулок, неспешного времяпрепровождения.

После того как район Гиндза и окрестности были полностью уничтожены пожаром в 1872 г., было начато строительство зданий из кирпича.

Гинза всегда была своеобразной витриной экономических успехов японского общества. Ее первой в Японии в 1874 г. осветили газовыми фонарями, а в 1882-м - электродуговыми. Здесь были проложены первые в стране рельсы для конки.

В 1880 г. вдоль кирпичных стен торговых домов и лавок были высажены плакучие ивы. В общественной жизни столицы появилось выражение «гимбура», составленное из кусочков различных слов. Означало оно модное в то время занятие - «прошвырнуться по Гинзе»: пройтись под ивами Гиндзы, поглазеть на прохожих, на витрины модных магазинов, перекусить в одной из ее закусочных.

С тех пор Гиндза дважды подвергалась разрушению - один раз во время большого землетрясения Канто в 1923 г. и второй раз во время бомбардировок Токио в 1945 г. Тем не менее улица оба раза сумела восстать из пепла. Быстрый экономический рост в 60-х гг. принес процветание Гиндзе - району, который публика всегда считала законодателем мод.

Со временем центр Токио сместился на запад и район потерял часть своего блеска, но все равно слово «Гиндза» остается созвучным таким понятиям, как «высокий класс», «утонченность» и «мода».

По субботам и воскресеньям, а также в праздничные дни на главных, наиболее оживленных улицах японской столицы выключают светофоры. Полиция перегораживает проезжую часть переносными ограждениями. На освободившиеся от машин мостовые высыпают пешеходы.

Район Сибуя

Район Сибуя - крупный городской субцентр, через вокзальный комплекс которого ежедневно проходит до миллиона пассажиров. По характеру это типичный торгово-развлекательный район. Здесь уже многие годы идет тяжелая позиционная война между крупнейшими универмагами "Сэйбу " (Seibu) и "Токю" (Tokyu), открывающими чуть ли не каждый год свои филиалы, отделения и дочерние фирмы на прилегающих улицах. Магазинов здесь действительно переизбыток.

Настоящий рост этого района начался после Токийской олимпиады 1964г., и его процветанию способствовала молодежь второй по масштабу экономики мира. В районе, расположенном к северо-западу от станции Сибуя и к югу от парка Йойоги, соседствуют модные бутики, универмаги и музыкальные магазины, здесь же можно найти пару интересных музеев и культурный центр "Бункамура". По соседству с ним находится Догэн-дзака, скопление крутых улочек и переулков, изобилующее ночными клубами, барами и отелями для свиданий.

Пожалуй, самой известной достопримечательностью Сибуя является бронзовая статуя Хатико. Так звали собаку, завоевавшую всеяпонскую известность. Когда-то эта собака ежедневно утром провожала хозяина, уходившего на работу, до железнодорожной станции, а вечером встречала его на том же месте. Но однажды хозяин не вернулся. И собака продолжала многие годы ежедневно приходить к станционным дверям, ища в толпе знакомое лицо. Когда Хатико умерла, тронутые ее верностью местные жители собрали деньги и установили у вокзала статую собаки. Теперь у памятника назначают свидание влюбленные.

Токийский Диснейлэнд и ДиснейСи

Пожалуй, каждый человек слышал про Диснея и хоть раз в жизни видел его мультфильмы. Приезжая в Диснейленд, вы попадаете в мир фантазий Диснея и наяву можете увидеть и даже потрогать всех любимых персонажей.

В действительности парк отдыха состоит из двух парков – это Disneyland и Disneysea. Вокруг парка курсирует симпатичный монорельсовый поезд. Его дизайн в духе парка. Окошки и ручки, за которые держатся, выполнены в виде рожицы Микки Мауса. Поезд делает всего 4 остановки: Disneyland, Disney Sea и две в зоне гостиниц. На каждой станции есть камеры хранения, где можно оставить крупногабаритные сумки перед походом в парк. Парки открываются в 9.00-10.00 и работают до 21.00-22.00 часов. Токийский Диснейленд считается чуть ли не самым большим и самым лучшем в мире среди подобных парков развлечения, который «переплюнул» даже оригинал. Он был открыт 1983 году на побережье Токийского залива в городке Ураясу, недалеко от Токио. Непременным условием его возникновения было строгое следование калифорнийскому образцу, потому здесь вы найдете исключительно диснеевский мир сказочных героев без каких-либо вкраплений японской истории, литературы и мифологии.

Структурно парк делится на несколько тематических частей: Страна приключений, Страна Дикого Запада, Страна фантазий, Город мультяшек, Завтрашняя страна. Уже при входе вас будут встречать многочисленные сказочные герои, с которыми можно запросто сфотографироваться или пообщаться. В течении всего пребывания в парке вас будет сопровождать знакомая музыка из мультиков. Диснейленд изобилует всяческими аттракционами, число которых из года в год растет. Сдав все, кроме фотоаппарата или камеры, на хранение, вы можете сразу же выйти в увлекательное плаванье с пиратами Карибского моря во главе с Джеком-Воробьем. Очень зрелищный аттракцион «Извержение вулкана». Если вы любите преодолевать опасности в экзотических краях, то «Круиз по джунглям» как раз для вас, во время которого вы не единожды встретите тропических обитателей.

В центре Диснейленда высится замок Золушки, который будет особенно интересен маленьким принцессам. А пощекотать свои нервы можно на аттракционе « Гораводопад», где вашим спутником будет братец-кролик со своими друзьями, а также на аттракционе «Гора большого грома», во время которого вы прокатитесь по извилистым горным шахтам. Очень красочный и ароматный аттракцион - «Охота Вини Пуха за медом», где вы сможете прожить удивительные моменты в компании веселого медвежонка и его компании. Вы сможете даже побывать в космосе, посетив аттракцион «Звездные горки». Последним аккордом посещения этого парка чудес станет Вечерний Парад. А многочисленные сувениры с Мирового базара, расположенного в центре пака, долго будут напоминать про гостеприимный и веселый Токийский Диснейленд.

Токийский Диснейси - огромный тематический парк, построенный на основе «морских» мультиков и фильмов Диснея. Он располагается непосредственно возле Диснейленда и предназначен он уже для более взрослой публики, чем его брат-близнец.

Как сказал на его открытии в сентябре 2001 года Майкл Айснер, Диснейси посвящен духу исследований и приключений, который живет в каждом и нас.

Парк состоит из 7 «портов назначения». Сначала вы попадаете в Средиземноморский порт, оформленный как типичный портовый итальянский город. Здесь находится много магазинов и ресторанов, можно взять для перемещения гондолу. Примечательно, что в сердце этого «порта» высится настоящий отель Токио Диснейси Мира Коста, сказочный вид которого напоминает Портофино. Здесь особо славится широкомасштабная интерактивная игровая территория под названием Исследование Крепости и 25-минутное феерическое шоу Легенда Мичики.

Далее можно поплыть в сторону Таинственного острова, в центре которого возвышается гора Прометея, огромный вулкан. Тут можно пощекотать нервы на аттракционах «Путешествие к центру земли», «20000 лье под водой» и «Полет Питера Пэна». Эта часть выполнена в викторианском стиле и живо напоминает романы Жуля Верна. Уникальная Лагуна Русалки воссоздает атмосферу подводного царства Короля Тритона из мультика про маленькую русалочку Ариэль и больше предназначена для малышей. Арабский берег перенесет вас в зачарованный мир 1001 Арабской ночи и Аладдина. Здесь вас ждет «Путешествие Синдбада» и «Пираты Карибского моря», а также Театр Волшебной лампы.

В дальней части парка находится порт назначения Дельта Потерянной речки, который воссоздает огромную южноамериканскую полуразрушенную пирамиду ацтеков. Здесь впору пережить «Приключения Индианы Джонс», в конце которого вы снова вернетесь в Средиземно-морский порт. Интереснейшей частью парка является Порт Дискавери, который называют «берегом будущего» или «страной Завтра». А самый современный облик у Американского берега, который представляет собой современный порт Нью Йорка. Здесь находится известная Башня Страха и проходят многие шоу.

Императорский дворец (Токио)

Одно из самых известных архитектурных сооружений Токио - это Императорский дворец, Кокё. Кокё является резиденцией ныне здравствующей императорской фамилии, и открывается для посетителей только два раза в год: в День рождения Императора, 23 декабря, и в день встречи Нового года.

В конце XVI века эту местность облюбовал военачальник и правитель Токугава Иэясу, первый из сёгунской династии Токугава. Он переехал во дворец в 1590 году, с этого времени начинается период его активного развития и обустройства. Дворец правителей был окружен внутренней крепостью, Хонмару, оборонительная стена которой насчитывала 20 ворот и 11 сторожевых башен. Внутри были размещены 15 казарм и главная замковая башня высотой около 50 м. Однако почти все строения внутренней крепости были разрушены в 1868 году во время ликвидации сёгунской власти императором Мейдзи. Кроме башни Фудзими и расположенной возле неё казармы остались одни руины и фундаменты.

Внешняя крепость, которая составляла вторую линию защиты, была еще более внушительна. Хотя ни дворца, ни соответствующих построек периода сёгунов здесь не сохранилось, о былом величии напоминают массивные стены, крепостные рвы, ворота. Сейчас здесь раскинулись Восточные сады в традиционном японском стиле. В них нередко проводятся церемонии при участии императорской семьи.

Этот дворец стал императорской резиденцией, начиная с 1868 года, когда его захватил император Мейдзи. Сейчас на территории этого древнего дворцового комплекса располагаются несколько основных строений: Императорская резиденция, Императорский концертный зал, дворец, здания Министерства Двора и дворец Фукиагэ Омия. Кроме Восточных садов здесь раскинулись и прекрасные Внутренние сады, закрытые от посторонних глаз почти круглый год. Но даже в Восточных садах есть территория, куда посетителям вход запрещен - Пространство Внутреннего дворца. С живописной площади Коё Гайэн можно видеть лишь часть дворцовой крыши и два каменных моста: Мэганэбаси и Нидзюбаси.

Храм Мэйдзи

Мэйдзи-дзингу - один из самых известных и культовых храмов столичного Токио. Он расположен недалеко от улицы мод Омотесандо в сердце прекрасного муниципального парка Йойоги. Этот храм построен не так давно как многие известные святилища столицы, однако, это одно из самых чтимых и посещаемых религиозных мест страны. Он был сооружен в 1920 году в честь императора Муцухито, который сделал очень большой вклад в историю и культуру Японии. Став императором, он задался целью править «просвещенно», отчего и получил прозвище «Мэйдзи».

Во время его правления Япония вышла на уровень западных промышленно развитых стран и обрела тот облик, в котором мы ее знаем теперь. Правление императора Мэйдзи - с 1867 по 1912 - целая эпоха в японской истории. Потому после его смерти японцы, желая почтить правителя и его жену Шокен (умерших в 1912 и 1914 годах соответственно), воздвигли величественный храм. Территория храма окружена резным забором, а попасть туда можно через самые большие деревянные ворота в Японии. Сначала вы очутитесь в восхитительном саду ирисов императрицы. Их здесь более 80 сортов, которые зацветают все разом в июне. Возле этого сада находится небольшой пруд с белыми водяными лилиями, а за ним - домик для чайной церемонии.

Далее расположены изящные ворота тории, прошедши под которыми, вы выйдете непосредственно к храму. Это сооружение не выделяется яркими цветами, оно словно дышит умиротворением и спокойствием. За храмом можно посетить сокровищницу Мэйдзи, где собраны многие вещи императорской пары и произведения искусства, украшавшие их палаты. Надо сказать, что во время Второй мировой войны храм был полностью разрушен, а отстроенный заново вновь открыл свои двери молящимся и посетителям в 1958 году. Сейчас здесь можно увидеть не только большое количество туристов, но и японцев, которые считают своим долгом почтить память императора. К тому же, сюда приходят молодожены в день свадьбы или же молодые родители с новорожденными. Вот так уважение к истории воспитывается с пеленок.

Токийская башня

Токийская телебашня была построена в 1958 году для ведения радио- и телевещания на Токио и прилегающий к нему обширный район Канто. Высота башни - 333 метра. Японцы безмерно гордятся ею, считая, что это самое высокое в мире сооружение из стальных балок.

В качестве образца для постройки была использована Эйфелева башня. Несмотря на то, что токийская телебашня на 8,6 метров выше Эйфелевой (или на 32,6 метра - если считать высоту антенны), благодаря усовершенствованной конструкции она весит намного меньше - всего 4 тыс. тонн, то есть на 3,3 тыс. тонн легче Эйфелевой башни.

Башня разделена на 6 этажей, имеет решетчатую структуру и выкрашена в оранжевый и белый цвета. Конструкция башни рассчитана на противостояние землетрясениям и тайфунам. Она может выдержать ветер до 480 км/час. Башня способна наклонится на 80 метров из-за сильного тайфуна без какого-либа ущерба для своей конструкции.

На высоте 150 и 250 метров находятся смотровые площадки. На первом этаже располагается большой аквариум с более чем 50 тыс. рыб восьмисот различных видов. На третьем этаже расположен музей восковых фигур.

Для покраски башни было использовано 28 тыс. литров краски белого цвета и цвета «интернациональный оранжевый». С началом сумерек до наступления полуночи башню подсвечивают 167 прожекторов. В зимнее время (со 2 октября до 6 июля) башня освещается оранжевым светом. В летнее (с 7 июля до 1 октября) - подсвечивается белым. Иногда по случаю некоторых знамена тельных событий освещение башни может быть изменено.

Рынок Цукидзи

Токийский рынок Цукидзи – сокровищница пищи: он занимается всевозможными свежими продуктами, от даров моря до овощей и мяса. Говорят, это самый большой рынок мира по торговой площади, выручке, объёмам сделок, числу покупателей и транспортных средств. Своей славой он обязан рыбе.

Рынок Цукиджи расположен в каких-нибудь 15 минутах ходьбы от Гиндза, что в центре Токио. Каждый день из морей Японии, а фактически из морей всего мира, сюда поступает 450 видов рыбы и моллюсков общим весом 2300 тонн. Рынок шумный, по нему, развозя рыбу, снуют грузовики и трёхколесные машины, называемые "башенками", раздаются крики аукционеров. Рынок Цукидзи – японская сокровищница морепродуктов. Но будьте осторожны - здесь так тесно, и все так заняты своими делами, что можно запросто ушибиться, если потерять самообладание.

Каждую ночь, часов с 11, идет разгрузка рыбы: партия за партией. Почти вся она привозится на грузовиках, хотя есть и суда, которые разгружаются на пристанях за рынком. После разгрузки всё поступает в распоряжение семи оптовых компаний, занявших рыночные площади. Они уже достигли соглашения о продаже рыбы, пойманной рыболовецкими компаниями. Здесь действует жёсткое правило "Сокудзицу дзёдзё, дзэнрё хамбай", т.е. весь улов, разгруженный сегодня, должен быть сегодня же и продан с аукциона. Это гарантия того, что рыбаки получат живые деньги.

В 4 часа 40 минут утра раздаётся звонок. В различных частях рынка лицензированные аукционеры, работающие на оптовых торговцев, начинают запрашивать цены, по которым готовы работать посредники. На рынке посредникам принадлежит 929 магазинов. Каждому аукционеру нужно продать рыбу определённого вида, а посредники закупают то, что планируют продать розничным торговцам.

Аукционерам, естественно, нужна максимально возможная цена, и у них есть свои собственные приёмы, как привести всех в такое состояние, что те готовы будут купить всё, что ни предложишь. Они могут, к примеру, пустить слушок перед началом торгов, что вот, мол, у них есть что-то особенное на продажу. А могут с началом торгов закрутиться-завертеться, распевая о количествах выставленной на продажу рыбы так, как если бы это была буддийская молитва. Только покупатели да сами аукционеры понимают, что они там говорят. Некоторые аукционеры - быть может, самые талантливые - могут ритмичностью телодвижений и мелодичностью голосов настроить на покупки посредников. Покупатели подхватывают ритм, поднимая в нужный момент пальцы и, таким образом, показывая, что готовы заплатить. Любой лот уходит менее чем за десять секунд, любой аукцион заканчивается минут за пять, хотя эти цифры, естественно, зависят от количества продаваемой рыбы.

Дела идут быстро, потому что посредники заранее тщательно проверили улов. Задолго до восхода солнца они уже проходят между рядами только что выгруженной рыбы с фонариком в руке и всматриваются, не мутны ли глаза, блестит ли кожа, не повреждены ли туловища. Любой опытный посредник после такого визуального осмотра может сказать, как хранили рыбу, откуда она, как её поймали. Некоторые из посредников работают тут ещё со времён открытия рынка в 1935 году, а все другие набирались опыта, работая с прежними владельцами, так что распознать хорошую рыбу они могут с первого взгляда. Они знают ей цену и о цене не шутят, не видят в этом смысла. Оптовые цены на рыбу, создавшиеся на рынке Цукидзи, называются "татэ-нэ": это стандарт, от которого отталкиваются другие оптовые рынки Японии.

Осаки Хидэо заведует общим отделом администрации рынка. У него интересный взгляд на ситуацию: "Экономическое положение многих посредников у нас трудное, так что работать им приходится очень и очень много. И они, и другие работают здесь потому, что любят рыбу". После торгов посредники везут то, что купили, к себе в магазины на рынке и начинают разрезать. К 8 утра рыба, свеженарезанная и готовая к продаже розничным торговцам, уже лежит на витрине.

Каждый день из всего токийского региона сюда приходит около 40000 розничных торговцев, чтобы пополнить запасы своих супермаркетов, рыбных магазинов и эксклюзивных ресторанов. Они внимательно осматривают рыбу, выбирая то, что нужно их клиентам. В токийской сокровищнице морепродуктов купля-продажа начинается, когда город еще спит. Свежая еда для любителей морской пищи приходит к ним из этого шума, толкотни и сутолоки.

Священная гора Фудзи (Фуджи) — действующий вулкан

Фудзи - самая высокая и красивая вершина Японии, первая из всех гор. Расположена она почти в центре Японского архипелага, и в ясный день ею можно полюбоваться из Токио, находящегося в 130 км восточнее Фудзи. Величественные очертания горы доступны взору даже с расстояния более 300 км - она видна с вершины горы Мёхо в префектуре Вакаяма.

Высота горы Фудзи составляет 3776 м над уровнем моря, и во всемирном списке самых высоких вулканов она занимает 29-е место. На уровне подножия ее диаметр составляет 38 км в направлении север-юг и 39 км в направлении запад-восток. По форме она представляет собой почти идеальный конус, и озера, созданные лавовыми потоками, реки, водоемы и болота, подпитываемые бурными ручьями, а также густые вековые леса, покрывающие долину у подножия горы, дополняют собой ее красоту. Кроме того, окрестности Фудзи богаты разнообразной флорой и фауной.

Гора Фудзи является действующим вулканом - время от времени здесь происходит извержение с выбросом лавы и пепла. С древнейших времен люди почитали гору в качестве священной, а некоторые даже поклонялись ей как божеству. На протяжении средних веков эти верования побуждали все большее количество людей совершать на нее восхождение, а в XVIII в. во всей Японии были возведены святилища, посвященные культу горы.

В наши дни подобное восхождение ежегодно совершают около 300 тыс. человек: все они осуществляют свою мечту - подняться на заветную вершину хотя бы раз в жизни. Гора Фудзи поныне занимает особое место в сердцах японцев.

Город Хаконэ и замок Хаконэ

Хаконэ – потухший вулкан в центре острова Хонсю между заливами Сагами и Фудзияма, высотой 1550 м. Он включает 6 вершин и обширный кратер шириной 13 км с севера на юг и 7 км с запада на восток. В эпоху Токугава горная дорога, проходящая через ущелье Хаконэ, охран лась. Эта древняя дорога, построенная между озером Аси и бровкой кратера, сохранилась до наших дней и находится под постоянным наблюдением. Железная дорога через туннель под озером Аси построена в 1935 году.

В Японии город, выросший вокруг замка, называют дзёка-мати (замковый город). Можно с уверенностью назвать замок Хаконэ одной из основных достопримечательностей страны,- его строительство продолжалось 20 лет начиная с 1603 года. В эпоху Эдо (старого Токио), когда все окрестные строения были невысокими, главная башня замка, возвышающаяся на вершине холма, была видна со всех сторон.

Раньше вход в замок был открыт только людям высокого происхождения, но теперь посетить достопримечательность могут все желающие. Правда, для того чтобы попасть внутрь, придется подняться по невероятно высокой лестнице со ступеньками неправильной формы и различной высоты. Рассказывают, они были специально выложены так, чтобы максимально затруднить подъем и чтобы солдаты неприятеля не смогли быстро взбежать наверх.

Главная башня очаровывает простотой и величественностью - черная черепичная крыша, белые стены, золотые украшения. В оборонительных целях вокруг замка было вырыты три рва. Между внутренним и средним рвами жил феодал с семьей, его советник и вассалы. Стоявшие на этой территории дома принадлежали самым важным людям провинции.

Самураи высокого ранга жили между средним и внешним рвами, а за внешним рвом стояли роты пехотинцев. Простолюдины жили и работали между средним и внешним рвами, а также за внешним рвом.

Вообще разобраться, как проложены улицы в городе Хаконэ довольно непросто - они узкие и запутанные, с множеством лабиринтов и тупиков, что характерно для замковых городов, построенных по принципу максимальной обороноспособности. Но его оборонительные возможности так и не пригодились, так как к окончанию строительства замка, в 1622, было завершено объединение Японии под военной властью Эдо и страна вступила в долгий период мирного времени.

Есть у города и другая характерная черта - все ремесленники там селились общинами по роду занятий и названия кварталов отражали род деятельности его обитателей: дайку-мати - квартал плотников, сёкунин-мати - квартал мастеров, кадзия -мати - квартал кузнецов, конямати - красильщиков. Правда, в мирное время ремесленники, изготовлявшие оружие и доспехи, оказались без работы и им пришлось овладеть другими ремеслами, например, изготовлением домашних буддийских алтарей. Каждый алтарь представляет собой некое подобие шкафа, в котором стоит статуя Будды и предметы, напоминающие об усопших родственниках. Алтари, произведенные в Хаконэ, сделаны мастерски и славятся на всю Японию.

Город Осака

Осака – самый большой город западной Японии. Он возник много веков тому назад в месте, где могли разгружаться морские суда и речные лодки, недалеко от древних столиц Киото и Нара. Благодаря такому идеальному положению Осака на 1500 лет стала коммерческим центром Японии.

Осака - город и префектура расположились на небольшой равнине, ограниченной с севера и востока невысокими горами и простирающейся на запад до одноименного залива Сэто Найкай. Это как раз посередине основного японского острова Хонсю. Выгодное географическое положение города явилось одной из причин превращения его в процветающий торговый центр.

Через город, изрезанный многочисленными каналами, протекает река Ёдогава, берущая свое начало в озере Бива. С давних времен в устье реки Ёдогава находился город Нанива(кё). С XV в. он сменил название на Осака.

Сегодня город занимает площадь 200 кв. км и в нем проживает 3 млн. человек. Город составляет как бы компактное ядро префектуры одноименного названия площадью 1850 кв. км и населением 8 млн. человек. В свою очередь префектура Осака является центром огромного промышленно-торгового конгломерата Кансай, второго по значению и промышленному потенциалу после Канто.

Любой посетитель Японии поймет, что у японцев роман с замками. Один из самых известных японских замков находится в Осака. Построен он был в 1585 г., но время, войны и пожары разрушили это величественное сооружение. В 1931 г. город реконструировал замок Осака и он стал символом города. Внешне старинный облик здания повторен, зато внутри находится современно оборудованный музей.

Город — порт Йокогама

Йокогама - мировая метрополия и один из самых оживлённых портов Японии.

Йокогама - важный город столичного региона с населением около 3,4 миллиона человек. Он расположен в 20 километрах к юго-западу от Токио. Развитие Йокогамы началось, когда сёгунат Токугава согласился открыть Японию для внешнего мира. Будучи неспособным противиться требованиям Запада разрешить торговлю с другими странами, сёгунат оставил политику закрытых дверей и открыл для иностранцев порты Нагасаки, Хакодатэ, а также Йокогаму - маленькую рыбацкую деревушку на западном берегу Токийского залива. Внешняя торговля началась в 1859 году.

Это привело к созданию в Йокогаме иностранного квартала, к проникновению западной культуры и появлению западных товаров. В 1872 году железная дорога связала Йокогаму с Симбаси в Токио, и вскоре Йокогама уже переживала бум экспорта шёлка-сырца. Были освоены некоторые дополнительные прибрежные районы, модернизировано портовое оборудование, и Йокогама стала крупнейшим торговым портом Японии.

Порт продолжал развиваться и после Второй Мировой войны, а город стал центром промышленного района Кэйхин, где построили свои заводы такие крупные производители как "Нихон Кокан", "Тосиба Корпорейшнл", "Ниссан Мотор Компании" и "Мицубиси Хэви Индастриз".

Многие иностранные компании, привлечённые впечатляющими достижениями города как международного порта, основали здесь свои офисы. Не первый год люди из других стран считают этот город одним из лучших мест в Японии

Город Каруидзава — летний курорт в горах Японии

Этот город на востоке префектуры Нагано широко известен как международный летний курорт. Он расположен на высоте около 950 м над уровнем моря, и средняя температура в середине лета не поднимается выше 25°C. Каруйдзава лежит на плато у основания юго-восточного склона горы Асама, грозного активного вулкана. Лето здесь всегда приятно прохладное, к тому же Каруйдзава расположена неподалеку от Большого Токио, поэтому, когда жара спускается на долины, сюда в свои летние домики направляются их владельцы, и толпами съезжаются туристы.

Каруйдзава расположен на старой Накасэндо, важной дороге, которая соединяла Эдо (современный Токио) с Киото. Здесь путники останавливались на ночь, что и принесло городу, с начала XVII века, богатство и процветание. Позже, с развитием железнодорожного транспорта в Японии, гостиницы потеряли своих постояльцев, и город практически опустел.

Новый период начался с визита Александра Крофта Шоу, британского миссионера родом из Канады, который провёл здесь всё лето 1887 года. Вскоре город стал превращаться в первоклассный курорт для людей, желающих спастись от жары. Климат и природные красоты региона привлекали миссионеров, дипломатов и других уроженцев Запада, и многие из них построили в городе дома, в которых проводили отпуск. Из-за крутизны горных склонов железнодорожная линия в Каруйдзава строилась долго, но, наконец, колея прошла через перевал Усуи, и в 1893 году сюда стали ходить поезда. Это привело к росту числа отдыхающих здесь летом и к строительству новых помещений для них. В начале XX века здесь останавливались многие влиятельные японские политики, финансисты, писатели и художники, и город стал оживлённым местом встреч членов изысканного общества друг с другом.

Они обосновались в районе под названием Кю (Старый) Каруйдзава, и здесь построили свои первые летние резиденции. Район простирается к северу от станции Каруйдзава Джей-Ар и до сих пор выглядит примерно так же, как выглядел в начале XX века, со старыми церквами и виллами среди лесков лиственницы и ели. Вам, наверно, захочется проехаться по району на велосипеде, взятом на прокат в привокзальном магазине, а может, по авеню Микаса-дори, дороге, ведущей к кольцевой развязке Кю-Каруйдзава.

К востоку от авеню через лесок ведёт дорога. Она упирается в Мампэй Отель, открытый в 1894 году как гостиница для иностранцев. Там останавливались дамы и господа высшего общества, и отель пользуется известностью одного из самых изысканных в Каруйдзава. Там останавливались многие деятели литературы, в том числе и романист и драматург Мисима Юкио, и проникались большой симпатией к городу. Дизайн вестибюля и ресторана прост, но атмосфера пронизана историей.

Зайдите за отель, и вы попадёте в Счастливую долину. Так миссионер А. К. Шоу назвал район величавых вилл. Здесь вы обнаружите каменные стены, покрытые мхом, и дорожки, выложенные камнем. Мягкие лучи солнечного света падают на них, пройдя через густую листву над головой. Так и хочется неспешно пройтись, слушая птиц.

Как и Отель Мампэй, о прошлом Каруйдзава напоминает нам Отель Кю-Микаса. Деревянная постройка 1905 года имеет совершенно западный дизайн и до 1970 года была излюбленным местом пребывания политиков, финансистов и деятелей культуры. Теперь здание открыто для широкой публики, в нём хранятся архивы. Там до сих пор ощущается атмосфера славных прошлых дней.

После Второй мировой войны Каруйдзава сильно изменился. В 1961 году Его Императорское Высочество наследный принц и мисс Сёда Митико (сегодня это Их Величества Император и Императрица Японии) встретились на теннисном корте в Кю-Каруйдзава и полюбили друг друга. В Японии это немедленно положило начало целому буму Каруйдзава и привлекло сюда огромное множество молодых людей. Вскоре и туристы стали приезжать сюда на отдых и просто хорошо провести время - поиграть в теннис или гольф, покататься на лыжах или коньках зимой, походить по магазинам.

Район Кю-Каруйдзава Гиндза, где некогда располагались придорожные гостиницы, стал самым большим торговым районом Каруйдзава, который летом заполнен морем посетителей. Вдоль улицы, ведущей от кольцевой развязки Кю-Каруйдзава к мосту Нитэ-баси, по обеим сторонам тянутся магазинчики модной женской одежды, рестораны, сувенирные лавки и другие магазины, на протяженности всего в 800 м их тут около 500. Многие работают уже не один десяток лет. Фотоателье Цути-я открылось в 1906 году, и его стены украшены фотографиями тех, кто спасался здесь от летней жары. В другом магазине, Осака-я, продаётся очаровательная резная мебель в стиле Каруйдзава. Это стиль резных украшений первых вилл европейцев со следами влияния стиля Никко, стиля резьбы по дереву, распространенного в Никко, префектура Тотиги. Тонкая ручная резьба радует глаз своей красотой.

Недавно чуть южнее станции Каруйдзава открылся большой центр розничной торговли Каруйдзава Принц Шоппинг Плаза. Многие женщины приезжают сюда на целый день за покупками.

Каруйдзава постепенно изменяется, подчиняясь влиянию времени. Но одно останется неизменным: людям будет хотеться приехать сюда летом и провести тут несколько дней, насладиться чистым воздухом, пышной зеленью и свежим ветерком. Западная культура в сочетании с природной красотой и японскими традициями создала мир, жизнь в котором непохожа на будни, место, которое продолжает очаровывать приезжих.

Город Мацуяма и замок Мацуяма

У Японского архипелага четыре главных острова. Самый малый из них, Сикоку, почти прямоугольный по форме, приютился между Кюсю на юге и западной частью самого большого острова, Хонсю. Мацуяма находится в северо-западной части Сикоку. Город обращен к спокойному Внутреннему морю и отличается мягким климатом; такое удобное расположение объясняет, почему эта область была заселена с давних времён. Сейчас население города составляет около 470000 жителей.

Мацуяма выработал свою собственную культуру, которой люди по праву гордятся. Три символа города можно обнаружить в туристических буклетах и картах, и даже на визитках муниципальных служащих - "Идэю то сиро то бунгаку но мати," то есть "Горячий источник, замок и литература - всё здесь в Мацуяма".

Замок Мацуяма грациозно возвышается над городом на холме Кацу-яма (высота над уровнем моря 132 м). Холм расположен в центре города, на нём растут деревья и кустарники, окружающие замок. Замок виден из оживленного коммерческого района внизу. Когда его построили, в начале XVII века, у него была пятиэтажная главная башня, но во второй половине XVIII века в башню ударила молния, и она сгорела. Современная башня была отстроена в середине XIX века, в самом конце периода строительства замков в Японии.

Пройти к замку можно по дорожке, которая взбирается на холм с востока на запад. Дорожка не предназначена для автомобилей, и почти 30-минутная прогулка - неплохая возможность полюбоваться деревьями и насладиться щебетанием птиц. А можно и воспользоваться воздушной канатной дорогой. На вершине холма большая каменная стена окружает хоммару (главную огороженную территорию замка). За стеной большое открытое пространство, откуда открывается прекрасный вид на стройную главную башню. Войдя в башню, вы попадёте на узкую, пугающе крутую деревянную лестницу, ведущую в просторную комнату на верхнем этаже. Большие окна глядят во все четыре стороны света, правда, не совсем точно, и открывают панораму города, простилающегося внизу.

В южной части замка расположен исторический сад Ниномару, в котором некогда стоял дом владельца замка. Рядом - городской административный центр с офисами муниципалитета, банками, универмагами и розничными магазинами. Горячий источник Дого находится в двух километрах на восток, станция Мацуяма железной дороги ДжейАр - в километре на запад. В городе, сосредоточенном вокруг замка, находятся региональные учреждения и службы, в которые легко попасть благодаря трамвайной и автобусной сети.

Горячий источник Дого - старейший в Японии курорт на водах. Согласно легенде белая цапля заживила здесь пораненную ногу. Главный купальный зал, в котором находится общественная купальня, - великолепное 3-этажное деревянное здание, построенное в 1894 г. Оно расположено посредине района горячих источников и сразу привлекает к себе взгляд. По утрам, в шесть часов, с башни Синрокаку на крыше гулко бьёт большой барабан, возвещая об открытии купальни. Под звук барабана в предвкушении утренней купели начинают прибывать жители города и туристы, остановившиеся в близлежащих гостиницах. Весь день на курорте царит оживление.

Курорт является муниципальной с обственностью, поэтому здесь нет атмосферы эксклюзивности. Кто угодно может взять напрокат свежевыстиранную, напоминающую кимоно юката и полотенце, весело провести время на водах, а потом, расслабившись на ковриках татами, подождать, пока принесут чай и легкие закуски. Это идеальное место для японцев, которые всему прочему предпочитают горячие источники.

Саппоро — столица острова Хоккайдо, снежный фестиваль Саппоро

Хоккайдо - один из четырех главных островов Японии. Он самый северный из них, второй по величине. Развитие началось здесь приблизительно во время реставрации Мэйдзи в 1868 году, причем основной акцент делался на сельское, лесное и рыбное хозяйство. Столица Хоккайдо и главный город острова - Саппоро. Вначале Саппоро был деревушкой на широкой равнине. В плане градостроительства изначально был предусмотрен масштабный рост города, и сегодня, через 135 лет, Саппоро является самым крупным городом северной Японии с населением около 1,85 миллиона человек. Теперь это политический, коммерческий и культурный центр Хоккайдо.

В центре города аккуратными рядами расположены улицы в порядке шахматной доски. Гуляя по ним и восхищаясь старыми зданиями в западном стиле, можно проникнуться настроением первых дней развития. Три здания из самых известных: бывшее Правительственное здание Хоккайдо; бывший зал боевых искусств сельскохозяйственного колледжа Саппоро (ныне часть Университета Хоккайдо) с надстроенной позже высокой башей с часами; и Хохэй-кан, в прошлом гостиница. На каждом укреплена красная пятиконечная звезда, символизирующая Полярную звезду и эпоху первопроходцев.

Саппоро продолжал расти, тем более, что город получил возможность дальнейшего развития, приняв у себя XI Зимние Олимпийские игры 1972 года. В ходе подготовки к Играм было открыто метро с первыми в Японии поездами на резиновых шинах. Расширялись линии метро, разрастался и сам город, быстро росло его население. Примерно через три десятка лет, в 2003 году, открылась башня Джей Ар. Она примыкает к станции Саппоро Джей Ар и уже стала популярным зданием с гостиницей, кинотеатром, офисами и магазинами модной одежды. Башня превращается в новый центр города, который продолжает развиваться.

Несмотря на то, что город постоянно модернизируется, жители Саппоро считают, что "город близок к природе, здесь много зелени и это красивое, удобное место для жизни".

Парк Одори тянется на 1,4 км с востока на запад через центр Саппоро. Первоначально он был разбит как зеленый пояс, который должен был предотвратить опасность распространения пожаров, но ныне он превратился в излюбленное место отдыха горожан, где приятно прогуляться в погожий день.

Снежный фестиваль Саппоро проводится ежегодно в феврале внутри и в окрестностях парка. На фестиваль сюда собираются люди со всей Японии и из других стран. Каждый год экспонируется более 300 скульптур из снега. Среди них есть просто огромные скульптуры, например, замок высотой более 20 метров и весом в 2000 тонн. Горожане пользуются здешним изобилием снега, организуя фестиваль на радость себе и приезжим. Наверно, дух первопроходцев этого острова вселяет в них изобретательность.

Дух инноваций вдохновил их и на создание новых кулинарных традиций. Японцам издавна была по нраву китайская лапша, это блюдо впервые назвали рамэн в китайском ресторане Саппоро. В 50-е годы в городе появилось новое блюдо - скрученная лапша в бульоне, приправленном паштетом из соевых бобов для супа мисо. Это блюдо, которое называется мисо-рамэн, теперь популярно во всей Японии, вы без труда его найдете в любом магазине, где продают рамэн.

Что касается рамэн, то самое популярное место в Саппоро - улочка Рамэн Ёкотё в торговом районе Сусукино. Здесь среди других зданий разместились, выстроившись в ряд, 16 торговых точек, которые специализируются на этом блюде. В одном из магазинов, Карю, рамэн продают уже более 40 лет. Владелец, Ёсикава Тосикадзу, гордо говорит: "У нас зимой холодно, так что наши горячие рамэн раскупаются очень ходко. Мы, жители Хоккайдо, восприимчивы к новым идеям и всегда готовы попробовать что-то новенькое".

После долгой, холодной зимы по городу распространяется аромат сирени. Университет Хоккайдо, известный своей покрытой листьями территорией, был открыт в 1876 году как сельскохозяйственный колледж Саппоро и стал первым институтом Японии, где преподавали научные основы сельского хозяйства. В Японию из Соединенных Штатов пригласили на жолжность вицепрезидента доктора Вильяма Смита, и его призыв "Парни, будьте честолюбивы!" стал фразой, известной всем на Хоккайдо, да и во всей Японии. На территории университета стоит памятник этому человеку. Еще один памятник ему находится на холме обсерватории Хицудзигаока: его вытянутая правая рука указывает вдаль, напоминая о честолюбивых замыслах людей тех лет.

Город Саппоро окружен богатыми природными угодьями. Город продолжает историю и традиции первопроходцев.

Канадзава — приезжайте насладиться кухней и местными красотами

«Эй, счастливчик!»
Так говорят мне друзья, когда слышат, что я собираюсь в Канадзаву. И они правы – этому городу есть что предложить гостям.

Канадзава расположена примерно в центре побережья Хонсю со стороны Японского моря. Сегодня это главный город префектуры Исикава, а в прежние времена Канадзава представляла собой опорный пункт феодального владения Кага. Его первым хозяином был военачальник Маэда Тосииэ, сражавшийся на стороне победителя в продолжение гражданских раздоров XVI в.

В 1583 г. он занял резиденцию в замке Канадзава, и последующие 13 поколений князей Маэда жили здесь. Род Маэда всячески поощрял развитие промышленности, а особенно ремесел. Керамика, фарфор, лаковые изделия, цветной текстиль и другие прикладные искусства стали частью живой местной ремесленной культуры, одной из самых развитых в стране.

Расположенные по соседству море, поля и горы давали обильную пищу, и в благополучном замковом городе Канадзава, заселенном представителями феодальной верхушки, пышным цветом расцвело утонченное кулинарное искусство. Я поехал в Канадзаву с целью отведать местную кухню и посетить магазины ремесленной продукции и мастерские.

На календаре был ноябрь, и город готовился к зиме.

Я сошел на станции Канадзава (Джэй-Ар) и отправился на рынок Оми-тё Итиба, лучшее место для приобретения свежих продуктов. Рынок вмещает в себя более 170 лавок, скучившихся очень близко друг к другу и переполненных разными товарами – здесь есть все, от свежей рыбы, овощей и фруктов до предметов поседневного обихода. Поутру рынок наполнился огромной толпой покупателей, состоящей в основном из домохозяек, ресторанных поваров и туристов.

Продавцы зазывают: «Низкие цены, низкие цены, подходите, попробуйте немного дзуваигани (название краба)… Сейчас лучшее время – сезон только открылся!» На свежесваренном крабе поблескивали гладкие светлые пузырьки, оттеняющие собой светящийся крассный цвет его тела. От него шел манящий запах, и торговец обратился ко мне на местном диалекте: «Молодой человек, попробуйте кусочек, это ваш шанс!» Он угостил меня, и я откусил небольшой кусочек. Чем больше я жевал, тем слаще он казался, к его вкусу будто подмешивался аромат, напоминающий о море. Как я хотел бы точнее описать вам, насколько это было вкусно! Прилавок этого продавца был завален и другими морепродуктами, среди которых я заметил желтохвоста, треску, сладких креветок и морского ежа – все это очень сложно добыть в Японском море зимой, когда волны особенно сильны. Овощная лавка по соседству представляла собой разноцветную массу из необычных местных продуктов: редиса гэнсукэ дайкон, корня лотоса Кага и листового овоща под названием киндзисо.

Думаю, вполне естественно, что Кага рёри, местная кухня этого края, богатого свежей пищей из моря, полей и холмистых долин, так хороша. «Но ресторан рано называть хорошим, если в нем просто готовят вкусную еду», - говорит мне Косидзава Кэйта. Он работает помощником директора в первоклассном ресторане традиционной японской кухни «Сугинои», что на берегу реки Сай.

На моем столе в ресторане «Сугинои» деликатес из внутренностей и других частей существа под названием «морской огурец»; кабура-дзуси с соленым желтохвостом и квашеной репой; моллюск бай, сваренный в бульоне на соевом соусе; жареная рыба; вареные продукты и т.д. Совершенно очевидно, все это было приготовлено с особой аккуратностью и деликатностью, и вкус блюд был превосходен. Но прежде чем начать их есть, я осознал, что и просто полюбоваться ими приятно.

Этот ресторан предлагает нечто большее, чем только отменную кухню. Он расположен в милом здании в традиционном японском стиле, и вид на сад, открывающийся перед вами, когда вы сидите на татами, примечателен не менее, чем сама еда. Господин Косидзава говорит: «Мы хотим помочь вам отдохнуть так, как если бы вы были дома, и при этом насладиться угощениями, которые у себя дома вы никогда не попробуете».

Блюда подаются на изящных лаковых изделиях Кага и на цветном фарфоре Кутании, составляющих великолепные сервизы, которые подчеркивают неповторимый вкус пищи. Говорят, кухня Кага обретает свою самобытность именно в сочетании с гармонично подобранной посудой.

Я решил посетить одно из мест производства такого фарфора и побывал в печных мастерских Кутании Косэн в районе Но-мати. Это единственные в городе печи Кутании, где каждый этап изготовления фарфора – от наложения глины на круг и первого обжига перед нанесением глазури до создания конечного глазурованного декора – производится вручную. Тосиока Коитиро, владелец печей в пятом поколении, остановил гончарный круг и заговорил: «Отличительной особенностью изделий Кутании является смелое использование пяти цветов: красного, желтого, зеленого, фиолетового и темно-синего». Он постигал искусство керамики в университете и вернулся домой около двух лет назад, чтобы принять в свои руки семейное ремесло.

Последними примечательными местами, которые я посетил, были замок Канадзава, символ города, и Кэнроку-эн – один из трех популярнейших традиционных садов Японии. Замок не раз подвергался разрушительному действию молний и огня, и до наших дней дошли лишь его мощные каменные стены и ворота Исикава, реконструированные в конце XVIII в. Сегодня территория замка превращена в парк, где отдыхают жители города.

Я прошел через ворота Исикава и оказался в знаменитом саду. Сад Кэнроку-эн создавался постепенно на протяжение примерно 170 лет, начиная со второй половины XVII в. На него шли огромные денежные средства из казны местных феодальных князей. Извивающиеся ручьи, небольшие холмы, возвышающиеся над слегка неровным садовым рельефом, огромные сосны и каменные фонари все вместе создают неповторимый облик сада. Канаты юки-дзури защищают деревья от тяжелого снега. Из года в год эти канаты ассоциируются со своеобразным зимним пейзажем Канадзавы. Они тянутся от высоких столбов над вершинами деревьев, служа, таким образом, защитой для расположенных ниже веток, и создают причудливые геометрические формы, обладающие своей собственной красотой. Здесь вы лишний раз убедитесь, сколь успешно умеют жители Канадзавы найти особую эстетическую привлекательность во всем, что их окружает.

Итак, Канадзава готовилась к долгой зиме и снегопадам, которые вскоре раскрасят пейзаж в разные оттенки…

Замок Химэдзи (Химедзи)

Японские замки величественны и изукрашены. Но их назначением было, конечно, служить крепостями на случай войны. Внимательному взгляду на методы их постройки открываются уловки и приёмы, использовавшиеся во многих частях замка, чтобы не дать захватчикам проникнуть в него. Немало их можно увидеть в замке Химэдзи, который внесён в список культурных ценностей Мирового наследия.

Топография определяет важные отличительные черты японского замка. Есть три основных вида замков: яма-дзиро строились на горе и использовали для обороны крутые склоны, хира-дзиро троились на равнине, а хираяма-дзиро - на холме посреди равнины. Замок Химэдзи на западе Японии принадлежит к третьему типу. Он построен на холме Химэ-яма и окружён равниной.

Как правило, на самом высоком месте на территории замка строители воздвигали тэнсюкаку (главную башню). Башня возвышалась над замком и представляла собой удобный пункт для наблюдений за возможным перемещением противника в данной местности. Она также символизировала власть владельца замка.

Площадь вокруг главной башни была самой важной частью замка и называлась хонмару (главное ограждение). Другие участки, такие как ниномару и санномару, часто располагались своего рода спиралью вокруг главного ограждения. В замке Химэдзи главное ограждение служило местом принятия политических решений. Покои владельца замка, членов его семьи и родственников располагались в ниномару, санномару и нисиномару (во втором, третьем и западном ограждении соответственно), и с тех пор разбивка территории замка не изменялась.

Важнейшей функцией любого замка было отражение вражеских атак. Замок Химэдзи был окружён системой рвов. Стены с каменными основаниями и насыпные валы ещё более повышали оборонительные возможности, причём некоторые из них располагались между ограждениями и проходами, что крайне затрудняло проникновение врага.

Интересной особенностью каменных оснований стен был их профиль. Они круто поднимались вверх, изгибаясь в верхней части наружу. Из-за этой изогнутости, которую называют оги-но-кобай (склон складного веера), на них очень трудно взобраться, благодаря ей японские замки, известные своей красотой, становятся ещё краше. Рвы многих замков были заполнены водой, причём, если позволяла топография, использовалась речная вода. Если захватчику удавалось преодолеть ров, ему ещё предстояло пройти через главные ворота (отэ-мон) и другие ворота. Оттуда единственный путь к главному ограждению проходил по лабиринту из огороженных участков, большого числа ворот и проходов с ответвлениями- тупиками. Продвигаясь к главной башне, нужно, по сути, петлять, время от времени удаляясь от неё, что создаёт впечатление движения в неправильном направлении, даже когда вы приближаетесь к ней.

Неприятеля могли отбросить воины, стрелявшие из амбразур (сама) в крепостных стенах. Я- дзама - это высокие узкие прямоугольные отверстия для стрелков из лука, а тэппо-дзама - круглые или квадратные для стрельбы из мушкетов. Главную и сторожевые башни можно было защищать, сбрасывая камни через длинные узкие отверстия (иси-отоси) в нижней, выступающей за основание части стен.

Такие замки появились в начале XVII века, примерно в то время, когда Япония вступила в мирный период, которому суждено было продлиться 270 лет. С окончанием войны замки приобрели значение, не связанное с обороной или удержанием власти: эти красивые строения стали символизировать самурайский дух и престиж местности.

Из всех замков, сохранившихся в Японии целыми и невредимыми, замок в Химэдзи самый крупный и, говорят, самый красивый. Белая штукатурка покрывает снаружи его стены и даже используется для придания устойчивости черепице на крыше, и всё это образует ту элегантную внешность, благодаря которой замок ещё называют Белой цаплей. Он является национальным достоянием и в 1993 году был зарегистрирован в качестве культурной ценности Мирового наследия ЮНЕСКО.

Остров Окинава

Морю вокруг Окинавы есть чем нас порадовать, а ведь, кроме всего прочего, оно еще и удивительно красиво - столь красиво, что его здесь стали называть тюрауми, то есть «чистое и красивое море». Трудно представить, какой была бы жизнь на Окинаве без моря. Посетив этот край, вы будете навсегда очарованы прелестью его природы.

Префектура Окинава, самая крайняя юго-западная область Японии, представляет собой цепь островов, состоящую из нескольких островных групп, наиболее заметными из которых являются Окинава, Мияко и Яэяма. Вся островная цепь, именуемая также архипелагом Рюкю, «прочерчивает» собой линию между Тихим океаном на востоке и Восточно-Китайским морем на западе. С тихоокеанской стороны архипелаг омывает поступающее с юга течение Куросио, обеспечивающее теплую среду для многих морских видов и одних из лучших в мире коралловых рифов. Невероятные по красоте рифы принесли всемирную славу и относящимся к архипелагу островам Кэрама.
Первоисточник: http://tourjapan.ru/articles/matsuyama/