Суйбокуга (Суми-э) / Искусство Японии
Живопись тушью (суйбокуга, или суми-э) - китайский стиль, заимствованный японскими  
художниками в XIV в. Постепенно адаптируясь к японским вкусам, суйбокуга превратилась в
конце XV в. в основное направление местной живописи. Она  абсорбировала некоторые
элементы чисто японского стиля ямато-э и явилась, в свою очередь, тем фундаментом, на  
базе которого сформировался китайско-японский синтез школы Кано. В последующие века ее
влияние было очевидным даже в таких взаимноисключающих стилях, как стили школы Римпа  
и художников-литераторов (бун-дзин-га).

Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием черной туши (суми), твердой
формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в
тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк.

Монохромность предлагает мастеру нескончаемый выбор тональных вариантов, которые
китайцы давным-давно признали "цветами" туши. Суйбокуга иногда допускает использование
настоящих цветов, но ограничивает его тонкими, прозрачными мазками, которые всегда
остаются подчиненными линии, исполненной тушью. Живопись тушью разделяет с искусством  
каллиграфии такие существенные характеристики, как жестко контролируемая экспрессия и
техническое мастерство формы. Качество живописи тушью сводится, как и в каллиграфии, к
целостности и сопротивлению на разрыв проведенной тушью линии, которая как бы держит  
на себе произведение искусства, подобно тому, как кости держат на себе ткани.

Ландшафт стал важным объектом живописи тушью. Ранние японские ландшафты,
исполненные тушью, часто включают фантастично громоздящие горные вершины и глубокие
ущелья, явно копирующие китайскую ландшафтную живопись и не имеющие ничего общего с
местной топографией. С постепенной натурализацией живописи тушью натурализирова лась  
и ее ландшафтная составляющая. Сэссю начал этот процесс, рисуя реальные японские  
ландшафты, как на то указывает его шедевр "Аманохасидатэ" (примерно 1501). Стиль
ландшафтной живописи тушью еще более натурализировался в дальнейшем художниками
школ Ами и Сога, чьи мягкие, словно бы водянистые пейзажи инкорпорировали элементы
ямато-э в той ее разновидности, которая практиковалась школой Тоса.

Портреты дзэнских патриархов и таинственных личностей, принадлежавших кисти Кандзан и
Дзиттоку, также довольно часто встречались в живописи тушью, равно как и изображения
бодисатвы Каннон и Дарумы, легендарного основателя секты Дзэн. Более широкая категория  
дзэнской монохромной портретной живописи охватывает своими рамками животных, птиц,
растения, овощи и фрукты.

На завершающих этапах эпохи Муромати наблюдалась постепенная секуляризация живописи
тушью и ее отделение от дзэн-буддизма. Начало этим подвижкам положили работы
художников школы Ами, Ноами, Гэйами и Соами, - прикомандированных к двору сёгуна.
Тенденция эта достигла своего апогея на ранних фазах эпохи Эдо (1600 - 1868) и нашла
отражение в работах мастеров школы Кано, чей китайско-японский синтез монохромной туши
и полихрома растертого в порошок золота отвечал вкусам ценителей из рядов вновь
поднявшегося воинского сословия, которым наскучил аскетизм монохрома и которые
настаивали на создании грандиозных композиций для крупных архитектурных комплексов.

Живопись тушью продолжала развиваться на протяжении всей эпохи Эдо как источающий
бурную энергию жанр. К этому развитию приложили усилия художники таких резко
отличавшихся друг от друга стилистических направлений, как Римпа и бундзинга. Сотацу,
мастер школы Римпа, изобрел богато смотревшийся "капельный эффект" (тарасикоми),
который достигался посредством нанесения капель туши на все еще сырые мазки и слои  
туши. Японские писатели-художники, например, Ёса Бусон и Урагами Гёкудо, подобно давним
дзэнским монахам, продолжали изображать тушью ландшафты и прочие атрибуты китайской
тематики. Хотя первое поколение писателей - художников базировало свои работы на
китайских образцах, о которых они знали, главным образом, по руководствам, издававшимся в
виде отпечатанных с досок гравюр, позднее им удалось освоить свои собственные
идиосинкразические стили. После 1868 г. традиции суйбокуга поддерживали такие художники
японского стиля (нихонга), как Ёкояма Тайкан, Хисида Сюнсо и Симомура Кандзан.
Японская живопись тушью Суйбокуга (Суми-э)
MEMORY CREATORS TEAM
+81(0)3-5634-9660           info@ppt-japan.com
Copyright  © 2006-2009   Pacific Partners Tokyo Co., Ltd - туроператор по Японии.
Ёкономичный тур в японию EC-7-TH