Японская живопись / Искусство Японии
Самые ранние произведения живописи на Японских островах были обнаружены архиологами  
в курганных захоронениях на острове Кюсю, относящиеся к V-VI векам. Собственно искусство  
живописи связано с распространением буддизма, и большинство памятников несет следы  
влияния китайского стиля эпохи Тан. Самым значительным произведением живописи эпохи  
Нара был цикл настенных росписей в Кондо Хорюдзи (VII - начало VIII вв), изображавших сцены
буддийского рая. Религиозная живопись периода Хэйан в значительной части представлена  
геометризированными композициями - мандала, символизировавшими устройство мира. К XI  
веку относятся великолепные росписи в Павильоне Феникса (Хоодо) монастыря Бёдоин в Удзи
на тему сошествия Будды Амиды на землю.

Выдающимся произведением первой половины XII века были исполненные на горизонтальных
свитках эмакимоно в стиле живописи ямато-э ("японская живопись") иллюстрации к роману
Мурасаки Сикибу "Гэндзи моногатари", приписываемые художнику Фудзивара Такаёси. В XIV-XV  
веках центральное место заняла монохромная живопись суйбоку-га или суми-э. В
значительной степени это было связано с широким распросранением буддизма Дзэн и
усилившимся китайским влиянием. Монохромная живопись у первых дзэнских художников,
таких как Као Нинга, Гёкуэн Бомпо, Минтё и других была первоначальным освоением техники
использования туши и сложившегося в Китае типа пейзажа сан суй. Во второй половине XIV и в
начале XV веков пейзаж стал ведущим жанром монохромной живописи. Самым выдающимся  
художником-пейзажистом был Тойо Ода, известный под псевдонимом Сэссю (1420-1506).

Искусство Сэссю - яркий пример того, как зародившиеся в Китае художественные идеи и формы
были переплавлены национальным сознанием и стали выражением миросозерцания,  
свойственного японской культуре ( "Пейзаж в стиле хабоку", "Зима", "Осень"). К 14-15 векам  
относится сложение школ живописи, существовавших до нового времени: Тоса, продолжавшей  
традиции ямато-э (ее основателями считаются Тоса Юкимицу и его сын Тоса Юкихиро) и Кано
(ее основатели Кано Масанобу и Кано Мотонобу).

Шестнадцатое столетие стало временем высокого расцвета монументальной живописи
Японии. В возводимых правителями страны замках стены парадных комнат были украшены
росписями по золотому фону, поражая невиданной роскошью. Первым художником,
приглашенным для выполнения этих работ был прославленный Кано Эйтоку (1543-1590).
Позднее стиль Эйтоку был подхвачен и освоен не только его непосредственными учениками,
но и многочисленными мастерами других школ.

XVII-XVIII века время творчества двух выдающихся живописцев Таварая Сотацу и Огата Корина,
создавших шедевры мирового значения (свитки Сотацу "Олени", росписи ширм по мотивам  
"Гэндзи моногатари", ширмы Огата Корина "Ирисы", "Красное и белое дерево сливы"). Сотацу и
Корин считаются основателями школы Римпа. В течение XVI-XVII веков складывается городская
культура. Одним из самых ярких ее проявлений, выражавшем самосознание горожан, наряду с
театром была жанровая живопись (фудзоку-га), где впервые в истории японского искусства  
получила отражение реальная действительность. Школа укиё-э стала развитием более ранней
традиции жанровой живописи, а сам термин, имевший буддийский смысл "бренный",  
"преходящий", стал теперь обозначать мир земных радостей. Ярким явлением в живописи XVIII
века была школа Нанга или Бундзинга ("живопись интеллектуалов"). В школе Маруяма-Сидзё,
ориетировавшейся на метод "ся сэй", то есть верности натуре, самой крупной фигурой был
Маруяма Окё.

Реставрация Мэйдзи, выход Японии из самоизоляции открыли принципиально новый этап в
развитии культуры. Активная вестернизация всех сторон жизни захватила и сферу искусства, в  
том числе живопись. Наряду с традиционными школами, которые стали обозначать термином
нихонга, стала развиваться живопись европейского стиля - ёга, в которой на рубеже XIX-XX  
веков было несколько направлений, нередко противостоявших друг другу в своих творческих
установках. В 20-х годах против реалистических тенденций выступили сторонники фовизма,
кубизма, сюррреализма и других авангардистских течений.

Художники нихонга, хранившие многовековые традиции, пытались развивать их в новых
исторических условиях, стремились к обновлению всей живописной системы, поиску
вневременных эстетических ценностей в искусстве прошлых веков, доказывая жизнестойкость и
неувядаемую ценность классического наследия.

После войны вся японская культуры испытывала большое воздействие со стороны европейских
стран и США. Большое распространение получил экспрессионизм, сюрреализм,
абстракционизм. Но усиливались и прогрессивные тенденции, борьба за возобновление
запрещенных во время войны объединений и демократические свободы. Возникла идея
создания так называемого "смешанного стиля" в живописи, объединявшего методы ёга и
нихонга. Наиболее значительным результатом работы художников этого стиля была серия
панно "Ужасы Хиросимы" Ири и Тосико Маруки (1947 - 1955).

В настоящее время произведения японских художников хранятся во многих крупнейших музеях
мира, а выставки японской живописи неизменно вызывают большой интерес публики.
Японская живопись
MEMORY CREATORS TEAM
+81(0)3-5634-9660           info@ppt-japan.com
Copyright  © 2006-2009   Pacific Partners Tokyo Co., Ltd - туроператор по Японии.
Ёкономичный тур в японию EC-7-TH